Логотип группы...
ВыходВход

Меню сайта

Календарь
«  Май 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Форма входа

Поиск по дневнику

Друзья сайта

С миру по нитке
» 2006 » Май » 12 » Полоумный Журден, смешно и не страшно
Полоумный Журден, смешно и не страшно
Сегодня 11 мая, дождь, опять накликанный репетицией (когда БаРС поёт песню «Скоро…», ливень неизбежен). В мелькание молний и ранние капли я шёл домой из кофейни «ionia» на Центральной улице, где написал ещё один кофейный стишок.

А в "ионию" я попал после представления спектакля «Полоумный Журден и все-все-все» студии «Ключ» (ЦДТ «Огниво»).
Режиссёр Софья Федекина не часто и с опаской обращается к комедии, а «Полоумный Журден» М. Булгакова – это концентрат-выжимка лучших Мольеровских комедий. Эта опаска понятна: трудно остаться театром и не стать варьете-кавеэном, но при этом по-доброму рассмешить публику, да ещё и продержать её на креслах два с лишком часа. Но вот, надо же: «Ключники» закрыли сезон 2005-2006 гг., именно комедией.
В «Журдене» уже несомненен стиль театральной студии, режиссёрская манера: минимализм в декорациях и костюмах, символические предметы (здесь: жёлтые кубы), современная музыка, по две роли на актёра… Можно даже сказать, что в этом спектакле мы видим ожидаемое, логическое развитие как выразительных средств, так и идеологии у «ключников». Эта «ожиданность» с одной стороны может раздражать, но с другой стороны обеспечивает некоторый уровень качества постановки и даёт представление о динамике мастерства и динамике озорства режиссёра и труппы.
Если отвлечься от строгого критического стиля, то можно сказать одно: «Я смеялся и получал удовольствие». Иногда я даже громко хохотал. И мне не жалко было хлопать даже на несколько затянутой концовке «Журдена». И вот тут-то я вернусь к строгости. Марш населения жёлтой субмарины («Yellow submarine» The Beatles – главная тема спектакля) несомненно уже весьма длинен, да к тому же перебивает ту немножко пугающую тему сумасшествия и двойничества (опять фирменную) почти трагически звучащую в крике обманутого всеми Журдена: «Не верю! Никому не верю!!!»
Впрочем затянутость концовки и некоторые «провисания» по ходу спектакля (когда темп действия заметно снижается) не главное огорчение «Журдена», все эти мелочи – вопрос лишь техники и сценографии. Огорчение в том, что комедия, как комедия, дело хоть и большого, почти изнурительного труда актёров, но дело малого труда для зрителя. Отличные находки-шутки, хорошая мимическая работа Вани, Димы, Артёма, убедительное перевоплощение Ромы – смешат, но не трогают. И как раз попытка тронуть, попытка вызвать мыслительное усилие у публики удались слабо, не акцентированы.
Думаю все хорошо знают постановку театра «Мастеровые» «Плутни Скапена» (Мольеровская пьеса!). Видел её однажды, и довольно давно, но до сих пор восхищаюсь работой Заболоцкого, исполняющего главную роль, и постоянно напоминаю себе о точном нюансе: плут Скапен, шут, обманщик и хитрец оказывается в интерпретации «Мастеровых» мудрецом с грустными глазами человека, знающего о жизни что-то очень важное, чего не знают и не хотят знать все эти клеонты-леандры. Похожее мгновение истины видел в телеверсии спектакля «Ревизор» с А. Мироновым в главной роли. Сам для себя неожиданно сбросив маску, оговорившись, завравшись Хлестаков говорит с ужасом в глазах: «Я вру, я всё вру…»
И вот этой сброшенной маски не хватило «ключникам», хотя попытка её сбросить была. Но попытка эта сделана очевидными средствами и только обозначена. И это не проблема только студии «Ключ» или режиссёра Софьи Юрьевны. Прошлогодние спектакли ТС «Сцена» (в этом году мне не удалось увидеть их премьеры) вообще грешили циркачеством, кривляньем и полупошлостью, несмотря на все свои достоинства. Петербуржская постановщики «Проделок Скапена» в «Приюте комедианта», сделанных мастерски и очень живо, также не думала о необходимых при всяком смехе слезах. Как сделать смешно, но не бездушно – вопрос трудный и задача неимоверная и бесконечно интересная.
Вернусь, наконец, к «ключникам». Калэмэнэ, ребята! Спасибо вам большое, я и в самом деле получил удовольствие от общения с вашей постановкой. Не зря спешил я к вам полубегом с гитарой в чехле с оторвавшимися лямками через Замелекесье, разглядывая престижные особняки. Не зря через мелекесские ручейки, мимо велосипедистов на мотодроме, мимо улицы Комарова на ЗЯБи, пешком-пешком в предвкушенье грозы. И ещё безуспешная попытка запуска воздушного змея во влажное безветрие романтиками-велоистами Ромой и Димой. И ещё скоро вы поедете на какой-то представительный фестиваль в Подмосковье, разве я этому не рад?
Просмотров: 1050 | Добавил: Босой | Дата:

Комментарии
Всего комментариев: 3
3 Рома  
0
Толик, у тебя критика очень хорошо получается. Молодец.
Кстати, созвонись с моей мамой, она тебе книгу отдаст Муми-Троллей.

2 Босой  
0
ха-ха-ха...)
это сахар

1 БаРС  
0
Прикинь, тока щас дошло, что фотка - это зубочистка или сахар, который ты любишь забирать из кофейен ))) biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]